РАЗДЕЛЫ и ФОТО экспонатов Музея
25.12.2020
I РАЗДЕЛ - Орудия труда.
Здесь имеются и соха и молотильные доски. В
основном наши предки занимались сельским хозяйством и животноводством. Серп и
большие ножницы для стрижки овец, косы и толстые веревки занимают отдельное
место среди экспонатов музея. В зимнее время женщины обрабатывали шерсть,
делали нитки, вязали чулки, носки, готовили паласы. Есть в музее станок, на котором выполняли эти
работы, ребят больше всего интересует станок для плетения, изготовление
деревянных ложек, плеть изготовленная когда-то Омаровым М. для старшего чабана
Ахмедова М. Этих людей нет в живых, но это плеть напоминает нам об их
трудолюбии, знании своего дела, о мастерстве. Есть хурджины изготовленные
мастерицей Патимат. Плетенные из соломы
и тонких прутьев корзины. Какая тонкая и прекрасная работа. А в них веретена.
Невольно вспоминаешь стихотворение А.С. Пушкина
… или дремлет под жужжанием своего
веретена …
А
кружева, вышитые скатерти напоминают нам об искусстве наших мастериц.
II РАЗДЕЛ - Жестяная посуда.
Этой посудой пользовались наши предки.
Кувшины, самовары, кастрюли, тазы различных размеров. История этих предметов
рассказывает, как жили люди в древности и в недалеком прошлом, как они боролись
за счастье, за землю, села, города, как
они трудились, создавали свою культуру. Путь от старых времен до наших дней был
длительный и трудный, много жертв оставалось на этом пути, много замечательных
людей отдали свою жизнь за счастье всего человечества.
Народный поэт Дагестана Герой Соцеалестического Труда
Р. Гамзатов писал: «Не пером написана история горских народов – она написана
кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками». Знать историю
своего народа – это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный
путь, чтобы лучше понять сегодняшний день. Если хочешь знать хорошо настоящее,
если хочешь строить будущее – надо знать прошлое. И об этом нам говорят
экспонаты следующего раздела.
III РАЗДЕЛ - Военные доспехи.
Есть здесь сабли и ядра шамилевских времен,
стремя и бляшки, ремни воинов. Эти ядра найдены в местности «Укитль», а
некоторые нам подарил Гусейн Гаджиевич, историк Салтинской средней школы. Эти
экспонаты из крепости Салта. Сабли
которыми пользовались воины нашли около Салта.
1. С саблей в руке, на лихом коне мчались мужественные
воины на вражеские отряды, их мужеству не было конца.
2. Есть и гильзы и
снаряды с мест боев в Ботлихском районе, где побывали учащиеся в 2002 году.
IV РАЗДЕЛ - Глиняная посуда.
Большие и малые кувшины, миски, тарелки. Все
это дело рук искусных гончаров. Вот огромный глиняный сосуд для хранения
жидкости и зерна, глиняные чашки, горшки. В глиняных сосудах хранили молоко,
родниковую воду. Этой посудой пользовались наши предки. Привозили посуду балхарцы
на мулах в больших корзинах. Покупали и фарфоровые чашки, тарелки, чайники,
подставки, вазы пользовались широким спросом. Подарила для нашего музея
Абдусамадова Хабибат. Она хранила их как семейные реликвии. Жестяные кувшины,
кастрюли принесли ребята 8 класса. С этими кувшинами ходили за водой невесты.
Большой деревянный ковш, которым пользовался весь джамаат села во время
свадеб и пиров составляет ценность
для нашего музея.
V РАЗДЕЛ - Предметы обихода Кегерцев.
Большие
красивые зеркала – обязательный предмет обихода наших женщин. Перед этими
зеркалами одевали невест, наряжали себя наши женщины, этими старинными утюгами
пользовались наши бабушки. Вот и небольшие шкатулки, где хранили свои украшения
наши бабушки, красивые подсвечники и конечно настенные ящики нля ножек и вилок
или шкатулка. Этот предмет занимал особое место в доме горцев. Для невест
выбирали самые лучшие, работы лучших мастеров, как приданое и стоили они очень
дорого, особенно из дерева, с вырезанными рисунками. Мерки для муки, тоже
делали наши мастера очень искусно. Каждая женщина умела пользоваться этими
предметами, хранила их, умело пользуясь этими предметами обихода.
VI РАЗДЕЛ - Экспонаты с Чохской стоянки первобытных людей.
В нашем высокогорном Гунибском районе, близ
селения Чох, ученные обнаружили стоянку, которая существовала 15 – 30 тысяч лет
тому назад. Стоянка находится в узком
ущелье, у подножия высокой горы. Место было очень удобным для жизни человека.
На дне ущелья текла речка с чистой и
прохладной водой. Местность хорошо освещалось солнцем, поэтому здесь почти
всегда было тепло.
На стоянке найдено огромное количество кремней. Здесь
была мастерская по изготовлению различных изделий из кремня для обработки шкур
животных, разделывания добычи, обработки дерева и кости, для изготовления
одежды. Эти экспонаты составляют особый раздел нашего музея.
VII РАЗДЕЛ - Нумизматика.
Для этого раздела музея материал подарил Султан Магомедович. Здесь очень разнообразные монеты разных стран.
VIII РАЗДЕЛ - Букинистический раздел.
В
этом разделе очень много книг: учебники и журналы предыдущих годов, учебники
русского языка и литературы даже 1953г., рисунки учеников 1970 г . сохранились в музее,
журналы «Вожатый», «Гьудуллъи». Особое место занимает книги о селе «Наслабаз
наслабазухъе», «От Стоунхеджа до Кегера», «Солнечные календари Кегерского
нагорья» Исрапилова Магомеда. Вышла и четвертая книга о солнечных календарях
Кегерского нагорья. Самый ценный
экспонат нашего музея – камень, на котором изображен солнечный календарь. Нашли
его в стенах старого дома Нурмагомедова Магомеда. Нашли его ребята 9 класса.
Это самый интересный экспонат.
Мужская рубашка и
брюки голифе. Наряд невесты: платок и хъабало головной убор горянки – чохто, и
гурмендо – состовляют этот раздел музея. Есть и старинная обувь - мачуял, зангаял, ботинки. Изготовлял их когда
то дачным давно Дибиргаджиев Дибиргаджи. Его уже давно нет в живых, но его
работа говорит нам о его мастерстве.
X РАЗДЕЛ.
Следующий экспонат
нашего музея – это пандур Магомедова Саида. Когда был молодым, очень он любил
петь. Играл на пандуре и дома и особенно на годекане до старости лет. Его песни
любили все: и взрослые и дети, без его песен не не обходилась ниодна свадьба.
Этот экспонат подарила музею внучка Саида Магомедова Каримат.
XI РАЗДЕЛ.
Отдельный уголок
музея составляет материал об Имаме Шамиле. Здесь и материал экскурсии в Салта.
Сведения о Шамиле, о его семье. В годы шамилевских войн и сражений в Салта
участвовали и наши односельчане. Через наше село была проведена шоссейная
дорога Барятинским. Три раза переселяли наших односельчан в нижний Кегер, но
люди после боев возвращались домой, в обжитые места.
XII РАЗДЕЛ
Стенды музея «Я - Дагестанка», «ХIалхьи лъачIел
херал» и другие рассказывают нам о жизни и тяжелой работе наших женщин горянок,
об их неустанном труде. Наши односельчане – женщины работают во всех сферах: и
учителями, и докторами, и связистами и в органах МВД. Трудились наши женщины с
утра и до вечера на колхозных полях. 30 лет была бригадиром полеводческой
бригады Магомедгаджиева Патимат. О ней и других женщинах рассказывают эти
стенды музея, хранятся даже газетные вырезки об этих женщинах.
XIII
РАЗДЕЛ.
Особое место занимают материалы Красного уголка
музея. Материал этот собрали учащиеся группы «Поиск». Здесь размещены материалы
об участниках Великой Отечественной войны , воинах – афганцах. Стенд об
Ибрагимове Ибрагиме рассказывает нам о его боевом подвиге. «Человек – необычной
судьбы» - этот человек Магомедов Муртуз прошел трудный тяжелый путь
от рядового колхозника до секретаря РК КПСС. Его личная биография и
подлинные документы свидетельствуют о его деятельности. Есть ордена и медали
участников ВОВ. Портрет Героя России Загидова Загида, Магомедова Дибиргаджи,
подаренные Героями музею, и материалы о
боевых действиях в Ботлихе, Цумаде помогают учащимся и учителям изучить подвиги
наших земляков. Их боевой путь. Есть в музее материалы и об других Геях и об их
подвигах.
В музее хранятся материалы о первых учащихся, об
истории создания школы, о Первом директоре школы Саиде Магомедовиче Магомедове,
об учителях – участниках ВОВ – Меджидове Магомеде, о Парилове Шамиле и о других
учителях. В музее есть альбомы, книги памяти, которые рассказывают о героях
войны, труда, о лучших людях села, об историческом прошлом села, района.
Очень много о прошлом можно узнать из песен,
пословиц, поговорок, рассказов стариков.
В песнях народ поет о тяжелом прошлом, своей борьбе
за счастье, о любимых героях – защитниках Родины, своих мечтах. В пословицах и
поговорках в краткой и выразительной форме показано отношение народа к жизни,
высмеивают трусость, лень, прославляя храбрость, честность, доброта. В ауле
живут пожилые и старые люди, хорошо помнящие предания о прошлом аула, его
происхождении, о судьбе соседних селений, жизни селения со дня его
возникновения.
Старики
охотно рассказывают эти предания. Их мы бережно собираем, записываем и
храним в школьном историческом музее.
Надо беречь все, что рассказывают о прошлом, о
жизни и культуре наших народов: легенды, рукописи и книги, надписи на камнях и
монеты, орудия труда и изделия,
старинные дома и другие памятники.
Знать историю своего народа – это значит мысленно
пройти вместе с ними его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний
день. Если хочешь знать хорошо настоящее, если хочешь строить будущее – надо
знать прошлое. Музей с каждым днем богатеет, и количество экспонатов
увеличивается. Увеличивается число посетителей музея, особенно летом, когда
приезжают туристы из разных городов России. Интересуются они старинными
орудиями труда, изучают солнечные календари Кегерского нагорья. Посещают наш
музей ребята соседних школ . Знать прошлое, передать новому поколению знания о
прошлом – вот такую задачу поставили мы - педагоги, создавая школьный музей.
Занятия в музее проводятся 1 раз в неделю, обучение
актива музея – 5 человек. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными , психологическими
возможностями и особенностями детей.
Кроме этого в школьном музее проводятся конкурсы,
встречи с интересными людьми, музейный праздник. Планируется цикл
благотворительных акций:
1. «Солдатские
письма».
2. «Герои
живут рядом»
3. «Ветеран»
и другие.
Таким
образом ,как мы видим , роль школьного музея в развитии военно- патриотического
воспитания играет огромную роль.